Вероисповедание

Армянская церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Знакомство с историей армянского народа не может быть полным без знакомства с его религией.

Начала

События, относящиеся к происхождению каждой церкви, скрывает плотная завеса истории, они ускользают от нашего внимания из-за отсутствия первоисточников. Церковная история довольствуется свидетельствами наиболее вероятными, доводами, основанными на преданиях и непрерывности актов. Достаточно, чтобы предположения в целом не шли вразрез с достоверными данными истории.

Древнейшее и неизменное предание Армянской церкви признаёт первыми её основателями апостолов св. Фаддея и св.Варфоломея, известных и как первые просветители Армении. Учение Христа армяне приняли раньше всех других народов, в лице своего царя Абгара. Он был современником Спасителя, к Которому отправил послов с приглашением Его в свою столицу Едессию (нынешняя Урфа), но Спаситель Сам не мог придти, а впоследствии пришёл к Абгару апостол Фаддей (Тадевос), и царь принял от него крещение со всем своим двором. Другим апостолом, проповедовавшим слово Божие в Армении, был Варфоломей (Бартугимеос). Все христианские церкви единодушно признают предание, касающееся св.Варфоломея, его апостольских странствий, его проповедей и мученичества в Армении. Греко-православная и Римско-католическая церкви признают также евангелизацию Армении св. апостолом Фаддеем, прозванным Левием. Общепринятая хронология отводит миссии св. Фаддея восьмилетний период (35-43гг.), а миcсии св. Варфоломея - шестнадцатилетний период (44-60гг.).

Непосредственная связь с апостолами, которую Армянская церковь провозгласила в своих официальных постановлениях, свидетельствует о её древнем происхождении из апостольского первоисточника, без посредничества другой церкви. Таким образом, апостольское начало Армянской церкви представляется как неоспоримый факт в церковной истории.

На смену периода апостольских проповедей пришло время основания в Армении Епископской кафедры, первооснователем которой был епископ Закария. Христианство, неустанно проповедованное армянскими епископами на протяжении более двух столетий, постепенно проникало в души народа и его правителей. Этот процесс завершился официальным принятием христианства в 301 году, при царе Трдате III, которое тогда же было объявлено единственной и государственной религией Армении.
Первым патриархом и Католикосом всех армян в 302 году был провозглашён Григорий I Просветитель, позднее причисленный к лику святых.

Название

Обычай, распростаранённый повсеместно, требует от каждой церкви своего этнического названия и определения её вероучения. Первое заимствуется у страны или названия народа, второе - у главной основы вероучения.

В период присоединения Восточной Армении к России правительству показалось необходимым более точно определить название церкви. В эту эпоху и выдвинули наименование Лусаворчакан, буквально означающее - последователи Просветителя, или армяно-григорянская - от имени Григора Лусаворича (Просветителя). Таким образом, наименование церкви армяно-григорянская, было внесено в русское Положение 1836 года, его же можно встретить и в Постановлениях Эчмиадзинского Синода того периода. Это наименование было воспринято неблагоприятно национальным общественным мнением, которое полагало, что тем самым у церкви отнимается её характер непосредственного апостольского наследия, оставляя за нею характер возникновения в IV веке.

Сегодня армяне пользуются только этническим названием Хай Аракелакан Екегеци (Армянская Апостольская Церковь), Хай Екегеци (Армянская церковь) или Хайоц Екегеци (Церковь армян). Выражение сурб (святая), угапар (православная) - являясь общепринятыми, тем не менее лишены официального характера.

Основы догматов

Чтобы лучше понять, прежде всего установим, что догмат следует отличать от учения. Догмат - это положение, извлечённое из священных книг и выраженное в ясной и отчётливой формуле. Учение - есть выражение или разъяснение, также почерпнутое из св. Писания и подтверждённое преданием. Иными словами догмат-это постановление церкви, учение же относится к области школы. Догматы принадлежат религии, учения-богословам.

Древние церкви прибегают ко Вселенским Соборам всякий раз, когда приходиться разрешать затруднения, возникшие по поводу догматов. Это правило строго соблюдается от первых веков до наших дней и Вселенские Соборы являются источниками догматов древних церквей. Армянская церковь признаёт законным только первые три Вселенских Собора, начиная с Никейского в 325 году, в котором принимал участие от имени Армянской церкви сын Григория Просветителя - Аристакес (будущий католикос Армении). Греко-православная церковь признаёт первые семь, кончая вторым Никейским Собором в VIII веке. Римско-католическая церковь признаёт все происшедшие Соборы.

Позиция Армянской церкви в этом вопросе такова, что в течение периода с 325 до 431 года, когда созывались первые три Вселенских Собора, - все большие церкви были единодушны в концепции догматов. Это касалось обсуждения вопроса о божественной сущности Христа, Св. Духа и слияния божественного с человеческим во Христе, а также основных положений христианства о троичности, воплощении и искуплении. В дальнейшем антагонизм патриарших престолов привёл к новым определениям обстоятельств и способов воплощения божественного человеческого во Христе. Начало этому пути положил IV Халкедонскй Вселенский Собор (451 год), решения которого, равно как и всех последующих Соборов, отвергаются Армянской церковью.

Греко-православная и Римско-католическая церковь по вопросу о естестве принимают такую формулу: " Одно божественное лицо, две совершенные природы - божественная и человеческая, две воли и два проявления энергии".

Армянская церковь принимает определение св. Кирилла Александрийского имеющего следующую формулу: " Одно божественное лицо, две совершенные природы, гармонично соединённые в одну, единая соединённая гармоничная воля, единое соединённое гармоничное проявление энергии".

Поскольку таинство воплощения Христа - есть таинство Богочеловека, то у Богочеловека, то есть в воплотившемся Христе, должны быть единая Богочеловеческая воля и проявление, хотя и могущие состоять из двух начал. Если не будет одной гармоничной цельной воли и необходимо будет постоянно говорить о двух волях, то это будет означать, что полного, цельного и гармоничного воплощения не произошло.

Бытовало мнение о том, что Армянская церковь являлась монофизитской (от греческого, monos - одна + physis - природа, естество) - это мнение ошибочно. Армянская церковь в христологических спорах отвергает обе крайности, как ариан, последователей Ария, в начале IV века признававших во Христе только человеческое начало, также и последователей монаха Евтихия, в середине V века призвавшего к исповеданию только божественного естества во Христе.

Следуя этим толкам, одно из начал Богочеловека выглядит всегда в другом его начале " как капля мёда в океане ", в личности Христа не происходит гармоничного и полного воплощения " божества в человеке " и спасения человеческого естества от уз смерти.

Именно о гармонии природы, воли и энергии в таинстве воплощения Христа говорит символ веры, положенный в основу вероучения Армянской церкви. Он содержится в формуле св. Афанасия, зародившейся во время Никейского Собора IV века. Эта формула почти исключительно содержит догмат воплощения, уцелевший без изменений и добавлений.

В этой связи иконопочитания, равно как и нахождение священных изображений в домах армян, было Армянской церковью ограничено. Что же касается немногочисленных предметов живописи и барельефов, устанавливаемых в алтарях и храмах, то их освящают и помазывают святым мирром в отличие от обыкновенных предметов искусства.

В деле догматов Армянская церковь предпочитает простоту и возможно меньше преувеличений. Принцип "свобода подвергать сомнению" применяется Армянской церковью в самом широком значении, и думается, что только на этих началах, указанных здравым смыслом, возможно проведение принципа " милосердие ко всем ".

Некоторые церковные уложения

Главной, принятой в Армянской церкви молитвой, как и в других христианских церквях, является Хайр-Мер (Матфей VI: 9-13) (Отче Наше). Молитвы читаются на древнеармянском языке; молящиеся повторяют фразу Тер, вогормя (Господи, помилуй).Веруюущие знают на память литургию и мысленно повторяют песнопения, исполняемые хором певчих. Зажжение восковых свечей перед образами, поддержание огня в лампадах, ладан при литургии, пожертвования для церкви в виде церковной утвари и священнических риз - всё это входит в обиход повседневного благочестия. Молитвы сопровождаются крестными знамениями, молящиеся внимают проповеди стоя, однако в некоторых церквях для паствы установлены ряды сидений, которые занимаются по её усмотрению.

Крещение детей совершается путём полного горизонтального погружения в воду, впрочем, допускается и крещение путём окропления. Конфирмация или святое мирропомазание совершается совместно с этим таинством тем же священником. Ребёнок, получивший крещение, допускается немедленно к причащению Св. Дарами. Эти три таинства происходят одновременно и только их совокупность делает таинство крещения действительным. Таким образом, ни обычая первого причащения, ни более поздней конфирмации, совершаемой епископом, Армянская церковь не знает.

Причащают всех верующих, после исповеди, без различия возраста и пола, при этом частицы Св. Даров опускаются в вино. Св. Дары изготавливают из хлеба, в котором нет дрожжей. Вино должно быть чистым, без примеси воды. Таинство венчания (псак) уполномочен совершать только священник, дающий благословение с разрешения епископа. Жертвоприношение в религиях восходит ко времени Ветхого Завета, в котором зафиксирован весь его канон. В древних требниках Армянской церкви, также как и в требниках других церквей, изложены каноны жертвоприношений. Понимание их смысла таково, что агнец, петух либо голубь приносятся в жертву с целью благодарения Богу за благодеяния. Принесённая жертва раздаётся страждущим, будучи непременно разделена на семь частей. С течением веков из требников выпала большая часть канонов, касающаяся жертвоприношений, сохранилась лишь небольшая часть их. При этом современная Армянская церковь не рекомендует своей пастве приносить в жертву животных и птиц, полагая за благо формы, не связанные с закланием. Это могут быть пожертвования неимущим и в пользу церкви, самая широкая благотвотворительность, возжигание свечей у освящённых картин с изображениями святых.

Посвящение в духовный сан производится посредством наложения рук и возложения на шею знаков, свойственных сану посвящаемого.
Иерархия в Армянской церкви состоит из следующих ступеней:

  • католикос (патриарк)
  • архиепископы (аркепископос)
  • епископы (епископос)
  • архимандриты (вардапет)
  • пресвитеры (каана)
  • дьяконы (саркаваг)
  • клирики или псаломщики (дпир)

Резиденция Верховного патриарха, Католикоса всех армян издавна находится в Эчмиадзине, близ Еревана. Сану католикоса присвоены особые почести, в качестве внешних атрибутов выступают пастырский посох, панагия овальной формы, украшённая драгоценностями, служащими оправой для изображения Богоматери и Христа, также конкер в память пастырской сумы, носимый им у пояса, с левой стороны. Митра католикоса украшена бриллиантовым крестом.

Права и обязанности, присвоенные исключительно католикосам, состоят в посвящении епископов и освящении святого мирра. Посвящения производятся по мере потребности, что же касается св. мирра, то оно освящается в промежуток времени не менее пяти лет и изготавливают его в количестве, достаточном для нужд всех приходов.

Католикосы в Армянской церкви избираются пожизненно. Избрание католикоса производится Национально-церковным Собором, который созывается в Первопристольном Эчмиадзине. Собор состоит как из духовенства, так и из мирян, представляющих все цековные епархии и общины Армянской церкви во всём мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300 до 400 представителей. Как правило, католикоса избирают из числа епископов. Выборы разделены на два этапа. На первом - тайным голосованием, по большинству поданных голосов, избираются пять епископов, претендентов на сан католикоса. На втором этапе, тайным же голосованием, происходят выборы католикоса из числа ранее избранных пяти епископов. После выборов в Эчмиадзинском соборе происходит торжественная литургия, во время которой 12 епископов помазывают св. мирром избранного в католикосы. Ныне на Эчмиадзинском Престоле Католикос Гарегин II, избранный в 1999 году.

Мирра (лат.murra, греч. myron) - состав, в основу которого входит кипячённое масло с примесями бальзама и эссенции, извлечённой из сорока видов растений, и душистого клея. В него добавляют около литра св. мирра, оставленного от прежде заготовленного, с целью, чтобы каждый раз в новое входила некоторая доля от того, что было заготовлено впервые и по преданию освящено Христом, а затем привезено в Армению апостолами. Мирра освящается десницей св. Григория Просветителя, тем копьём, которым пронзили распятого Христа и частицей Св. Креста.

Церковные постройки

В Армянской церкви традиционна прямоугольная форма церковных зданий. Начиная с VII века, в архитектуре построения была принята крестовокупольная форма церквей. Главный алтарь неизменно обращён к востоку, согласно древним предписаниям, по которым верующий во время молитвы должен обращаться к этой стороне света. Главный алтарь состоит из колонны и мраморного стола, освящённых св. мирром. К нему ведут ступени, уставленные паникадилами, выше, как бы господствуя над всем окружающим, помещается св. икона, неизменно с изображением Богоматери с младенцем. В исключительных случаях её заменяют иконы, относящиеся к торжеству этого дня.

Каждая церковь имеет две ризницы, в одной находятся помещения для купели, другая предназначена для хранения облачений и утвари. Престол епископа имеется только в кафедральных соборах, помещаясь слева, лицом к алтарю, это не что иное как скромное сиденье, на одну или две ступени выше уровня церкви. Балдахином он увенчан только в патриарших церквах. К услугам духовенства нет ни стульев, ни скамей. Для верующих предназначена средняя часть храма, прежде она была предоставлена исключительно мужчинам, женщины должны были подниматься на галереи. В некоторых торжественных случаях духовенство и певчие выступают на середину храма и поют в окружении молящихся. Хор помещается на ступень выше общего уровня, неподалеку от алтаря, духовенство и певчие, разделённые на две группы, размещаются справа и слева от алтаря, чтобы попеременно петь псалмы и песнопения. Суровая простота, столь резко контрастирующая с пышным убранством Греко-православных и Римско-католических церквей, поражает впервые посещающих Армянский храм.

Армянские церкви венчаются куполами и колокольнями, форма куполов узкая, с уходящим ввысь барабаном. Церкви, как правило, предшествует двор, вокруг которого размещаются помещения причта, здесь же обычно находится и приходская канцелярия.


Использован материал из книги - "Энциклопедия путешественника". Ереван 1990г.

Яндекс цитирования
Используются технологии uCoz